Словарь практического психолога

  • ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НАУЧНОЙ
  • ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НАУЧНОЙ — Отрасль психологии, изучающая закономерности совершенствования психической составляющей процесса трудового. На ее появление определенное влияние оказали информатика, теория и практика интеллекта искусственного. В ее задачи входит:

  • разработка способов формирования адекватных мотивов трудовой деятельности;
  • разработка способов формирования упорядоченной иерархии целей;
  • разработка совершенных систем когнитивных действий;
  • изучение субъективного отражения процесса трудового. Развитию этой отрасли психологии способствовали:
  • признание ограниченности исследований, охватывающих только внешние поведенческие проявления деятельности трудовой — операции, приемы, движения;
  • широкое распространение профессий, не обладающих отчетливо различимыми внешними признаками: инженеры, диспетчеры, операторы систем слежения, программисты и пользователи компьютеров, научные работники.

    Наличие внутренних когнитивных проявлений, характерных этим профессиям, обусловило создание специальных методик, позволяющих проникнуть в структуру индивидуальных психологических переживаний процесса трудового и предложить рекомендации по их регулированию и контролю (шкалирование многомерное, построение карт когнитивных, методы искусственной деавтоматизации навыка, эксперимент ассоциативный, биологическая и психологическая связь обратная).

    ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ — условное обозначение психологических школ, ориентированных на применение так называемых объективных методов анализа, основанных на конвенциональных правилах фиксации явлений психических. Противоположна по своим методологических основаниям психологии субъективной, или интроспективной. В разных направлениях психологии объективной в качестве выделяемых предметов могут фигурировать: поведение — в бихевиоризме, реакции — в реактологии, рефлексы — в рефлексологии, и пр.

    ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует:

  • психологические вопросы целенаправленного формирования деятельности познавательной и общественно значимых качеств личности;
  • условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения;
  • возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
  • взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива;
  • психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя).

    С известной условностью, связанной с реальным единством обучения и воспитания, можно выделить такие разделы психологии педагогической:

  • психология обучения, исследующая закономерности усвоения знаний, умений и навыков;
  • психология воспитания, изучающая закономерности активного, целенаправленного формирования личности. Позднее выделились психология учителя и исследования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

    По сферам применения психологии педагогической выделяются:

  • психология воспитания дошкольного (-> психология дошкольная);
  • психология обучения и воспитания в возрасте школьном (-> психология школьная) — с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику (-> психология возрастная);
  • психология образования профессионально-технического;
  • психология школы высшей.