НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ — принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.
НОРМА ТЕСТОВАЯ — усредненная оценка по данному тесту группы большой нормальных и здоровых людей определенного возраста и культуры — показатели, с коими можно сравнивать показатели испытуемого, оценивая его уровень и делая выводы о том, находятся ли они выше либо ниже нормы. Норма тестовая — это средний уровень развития большой совокупности людей, схожих с испытуемым по ряду социально-демографических характеристик. Обычно определяется путем тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок-с последующей дифференциацией по возрасту, полу и пр. В описании теста обязательно указание, где, как, на ком и когда установлены его нормы.
Эти нормы со временем изменяются — вместе с изменением психологического развития людей. Поэтому есть эмпирически установленное правило, согласно коему как минимум раз в пять лет нормы тестовые — особенно для тестов интеллекта — подлежат пересмотру.
Процедура пересмотра норм тестовых типична:
НОРМАЛИЗАЦИЯ — 1. Установление нормы, образца.
2. Урегулирование, приведение к норме, нормальному состоянию.
3. То же, что стандартизация.
НОРМАЛИЗАЦИЯ ГРУППОВАЯ — социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, когда первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и обретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения.
Противоположное понятие — поляризация групповая.
НРАВСТВЕННОСТЬ — регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений.
ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ -> деперсонализация
ОБОБЩЕНИЕ — продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий — приемов деятельности познавательной и знаков.
Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.
При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).
Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, — например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.
При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.
include "bottom.shtml" ?>