НАУЧЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ — научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее, — без обращения к конкретным действиям предметным, к обусловливанию оперантному или условно-рефлекторному.
НАУЧЕНИЕ ВИКАРНОЕ — научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им.
НАУЧЕНИЕ ОПЕРАНТНОЕ — вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию или стимул — с последующим закреплением лишь тех, что оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.
НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — термин введен бихевиористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему. Научение социальное объяснялось, исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление), и экспериментально изучалось на животных.
Позднее этот подход был дополнен введением познавательных факторов. За людьми была признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира». Поэтому даже в случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается им подражать. В таких условиях приобретение новых реакций — не столь длительный процесс, как при выработке обычных навыков.
В опытах по научению социальному детям показывали фильмы с образцами поведения, имевшего различные последствия — положительные или отрицательные. В зависимости от характера наблюдаемых последствий испытуемые в большей или меньшей степени подражали образцу. Хотя в этом варианте концепция научения социального допускает возможность выбора субъектом ответного действия, в целом она механистична и разделяет общие методологические особенности бихевиоризма.
НАУЧЕНИЕ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЕ — вид научения, происходящего за счет выработки реакций на новые раздражители по механизму рефлекса условного.
НЕВРАСТЕНИЯ — один из видов неврозов, могущий возникать в результате перенапряжения или перенесенных инфекций (у детей). Основные симптомы таковы:
Неврастения возникает преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах. Сопровождается физическим истощением.
Неврастеникам присущи общие астенические свойства — повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Они возбудимы и истощаемы в нервно-психическом смысле. К этому добавляются некие соматические расстройства: периодически возникающие неприятные ощущения, боли, покалывания, плохая работа кишечника, плохой сон, усиленное сердцебиение и пр. Все эти неполадки — психогенной природы; заметной органической основы, как правило, нет. Они возникают от излишне повышенного внимания к отправлениям своего организма.
include "bottom.shtml" ?>